версия для печати

Антимонопольное право

  1. Нефинансовые организации
  2. Финансовые организации

Основными нормативными документами, регулирующими отношения юридических лиц с антимонопольными органами являются: Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изменениями от 07 марта 2005 года), Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (с изменениями от 30 декабря 2001 года), Положение о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (утв. приказом МАП РФ от 13 августа 1999 г. N 276) (с изменениями от 31 октября 2000 г.), Положение о порядке дачи согласия на совершение сделок, связанных с приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций, а также прав, позволяющих определять условия предпринимательской деятельности либо осуществлять функции исполнительного органа финансовой организации (утв. приказом МАП РФ от 28 февраля 2001 г. N 210) (с изменениями от 30 января 2004 г.).

Указанные законы и подзаконные акты регламентируют порядок подачи в ФАС юридическими и физическими лицами уведомлений и ходатайств, связанных с наступлением определенных событий либо совершением определенных действий, которые более подробно буду рассмотрены нами в разделе «Государственный контроль», расположенном в конце статьи. Данные события и действия зависят от целого ряда причин, связанных как с величиной размера уставного капитала юридического лица (в последней редакции Федеральный закон № 117-ФЗ существенно увеличивает порог согласований относительно величины уставного капитала. Законодатель намеренно пошел на этот шаг для того, чтобы сосредоточить внимание Федеральной антимонопольной службы на наиболее крупных участниках финансового рынка), так и наступлением определенных последствий данных событий и сделок. Но несомненным остается одно: при наступлении данных условий, юридические и физические лица обязаны своевременно подать в ФАС уведомление либо запросить предварительное согласие ФАС на совершение определенных действий, получить положительный ответ или выполнить те условия, которые необходимо выполнить для получения этого положительного ответа.

Наша услуга включает в себя подготовку необходимого пакета документов для получения предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделки, либо последующего одобрения совершенной сделки в порядке, определенном законом, подачу данного пакета документов в ФАС и работу с экспертами ФАС в процессе рассмотрения ими данного пакета документов (представительские услуги).

Срок подготовки пакета документов для подачи последнего в антимонопольный орган составляет 5-7 дней.

Все ходатайства оплачиваются государственной пошлиной в размере 150 МРОТ.

Уведомления не оплачиваются государственной пошлиной.

Срок рассмотрения антимонопольным органом представленных документов и вынесение им соответствующего заключения на настоящий момент составляет 30 дней, который может быть увеличен но не более, чем на 20 дней.

Невыполнение требований вышеуказанных законов влечет за собой ряд серьезных последствий, как для юридических, так и физических лиц, начиная от больших административных штрафов: должностные лица 5000 рублей, юридические лица 500000 рублей, с последующим признанием сделки ничтожной и возвратом сторон в первоначальное положение либо признанием регистрации юридического лица недействительной и возвратом сторон в первоначальное положение. В случае, если вышеуказанные действия повлекли за собой причинение крупного материального вреда, то будет решаться вопрос о привлечении должностных лиц к уголовной ответственности. Ну и конечно, последующие обращения в ФАС не будут рассматриваться до выполнения предыдущих обязательств, предусмотренных законом.