версия для печати

Печать

В законах (о конкретных организационно-правовых формах) сказано, что печать организации должна иметь круглую форму, содержать фирменное наименование на русском языке и указание на местонахождение компании. Также в печати может быть указано фирменное наименование организации на любом иностранном языке или языке народов РФ. Данные требования содержаться в п.7 ст.2 Федерального закона №208-ФЗ «Об акционерных обществах» и в п.5 ст.2 Федерального закона №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Как должна выглядеть печать унитарного предприятия, обозначено в п.3 ст.2 Федерального закона №161-ФЗ
«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Некоммерческие организации обязаны иметь печать с полным наименованием на русском языке (п.4 ст.3 Федерального закона №7-ФЗ от 12.01.1996г. «О некоммерческих организациях»). Федеральный закон №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при регистрации нового юридического лица не требует представлять в регистрирующие органы ни эскиз печати, ни иные сведения о ней.
Учет печатей  на территории г. Москвы ведется на основании Закона №44 от 30.06.2004г. «Об учете печатей» (в большинстве регионов собственные нормативные акты предусматривают схожий порядок).

Регистрация печати
Для изготовления печати первым делом необходимо создать ее оригинал-макет (эскиз). Утверждение и регистрация эскиза в городском Реестре печатей на сегодняшний день носит добровольный характер. Тем же, кто все-таки решит зарегистрировать печать в реестре, нужно оформить макет на бланке установленного образца. Бланк заполняется машинописным текстом, а эскиз выполняется с помощью компьютерной или чертежной графики.
При обращении к профессионалам (фирмам, специализирующимся на изготовлении печатей и штампов), они помогут оформить эскиз и заполнить бланк заявления. По желанию и на основе представленных документов они возьмут на себя утверждение макета в реестре. Такие услуги, как правило, входят в стоимость изготовления печати, но могут идти за отдельную плату.
При самостоятельной регистрации необходимо собрать и представить на регистрацию следующие сведения о пользователе печати:

  • для юридических лиц - полное наименование, местонахождение, основное государственный регистрационный номер, фамилию, имя, отчество, должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации, а также паспортные данные такого лица или данные иного документа, удостоверяющего его личность;
  • для обособленных подразделений юридических лиц – наименование и местонахождение подразделения, фамилию, имя, отчество руководителя, его паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего его личность. Номер, дату и место выдачи доверенности, выданной руководителю подразделения на представление интересов организации, и фамилию, имя, отчество, должность лица, выдавшего доверенность, а также полное наименование организации, открывшей данное подразделение, и сведения о ее местонахождении и основном государственном регистрационном номере;
  • для индивидуальных предпринимателей – фамилию, имя, отчество; адрес места жительства, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего его личность;
  • для адвокатского кабинета – фамилию, имя, отчество адвоката и его паспортные данные или  данные иного документа, удостоверяющего личность, регистрационный номер в реестре адвокатов субъекта РФ, номер и дату уведомления адвоката об учреждении адвокатского кабинета, направленного в совет адвокатской палаты.

Также необходимо предоставить сведения об изготовителе печати. При наличии в эскизе средств визуальной индивидуализации (товарного знака, знака обслуживания) в дополнение к вышеперечисленным документам потребуются свидетельства об их регистрации (либо лицензионный договор, либо договор об уступке товарного знака или знака обслуживания).
Документы для утверждения макета печати представляются лицом, выступающим от имени фирмы, или могут быть отправлены по почте с объявленной ценностью и описью вложения.
Датой представления документов для поставки печати на учет считают день получения их регистрирующим органом. При приеме бумаг обычно оформляют расписку. При поступлении документов, направленных по почте, расписку высылают в течение рабочего дня, следующего за днем их получения, по указанному почтовому адресу с уведомлением о вручении.
Утвердить эскиз должны в течение трех рабочих дней с момента представления бумаг. По окончании процедуры регистрации выдают два экземпляра документа установленной формы, подтверждающего утверждение макета, а в реестр вносят соответствующую запись о присвоении печати реестрового номера.
После изготовления печати в документы об утверждении эскиза необходимо внести сведения об изготовителе печати и дате ее получения организацией. Для этого изготовитель в течение пяти рабочих дней с момента передачи заказчику печати должен представить один экземпляр вышеуказанного документа в орган по учету печатей, после чего в реестр внесут соответствующую запись об изготовителе, а также о том, что печать передана владельцу. Второй экземпляр документа остается у заказчика.


Отказ в регистрации печати

Отказ в постановке на учет возможен в случае:

  1. неполного представления сведений о пользователе печати;
  2. если орган по учету печатей располагает информацией о том, что организации запрещено совершать какие-либо действия с печатью (судебное постановление или акт, постановление судебного пристава и т.п.);
  3. несоответствия представленных для регистрации данных с записями единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  4. если в представленных документах имеются подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления;
  5. представление документов неуполномоченным лицом.

Решение об отказе в обязательном порядке должно содержать основание со ссылкой на нарушения и должно быть принято не позднее сроков, установленных для утверждения эскиза. Данное решение выдается пользователю под расписку в получении и может быть обжаловано в судебном порядке.


Доступ к сведениям, содержащимся в реестре

Сведения, внесенные в городской реестр печатей, являются открытыми и общедоступными, то есть любое заинтересованное лицо может их получить за оговоренную плату. Исключение составляет информация о паспортных данных физических лиц (может быть предоставлена исключительно по запросам органов государственной власти, в том числе правоохранительных и судов, органов местного самоуправления, а также иных органов и лиц, определенных федеральными законами).
Содержащиеся в городском реестре сведения о печати конкретной организации предоставляются в виде:

  • выписки из реестра;
  • копий документов, содержащихся в учетном деле.

Если данные о запрашиваемой печати в реестре отсутствуют, будет выдана справка соответствующего содержания. Срок предоставления данных не должен превышать пяти рабочих дней, начиная со дня получения соответствующего запроса. Отказ в предоставлении не допускается.
За дачу в городской реестр недостоверной информации в ст.10 Закона «Об учете печатей» предусмотрена административная ответственность в виде штрафов (для физических лиц от 3 до 5 МРОТ, для должностных лиц от 6 до 8 МРОТ, для юридических лиц от 10 до 15 МРОТ). Протоколы об административных правонарушениях могут составлять руководитель органа по учету печатей или его заместители. Дела об административных правонарушениях рассматривают административные комиссии управ районов г. Москвы в порядке, установленном КоАП РФ. Однако, поскольку на федеральном уровне ответственность за использование незарегистрированной  печати или представление в реестр недостоверных сведений о ее владельце не предусмотрена ни КоАП РФ, ни федеральными законами, вопрос о правомерности применения административного взыскания на местах остается открытым. В случае привлечения организации к ответственности за указанные выше нарушения решение о наказании может быть оспорено через суд.


Защита печати

Даже самая хорошая защита печати от подделки не гарантирует предохранение на 100%, но лишней не будет. Наиболее распространено следующее:

  • печать со скрытым изображением – содержащая в себе сложный графический узор, созданный с помощью лазерной техники, не видимый невооруженным глазом. Проверить подлинность можно, наложив на оттиск специальную сетку, изготовленную вместе с печатью;
  • печать с невидимым изображением – имеющая на клише элемент, оставляющий невидимый отпечаток специальной краской, который можно увидеть только при специальном свете (как правило, ультрафиолетовой лампы детектора валют);
  • печать с контрольными метками: непропечатками, кляксами, деформациями рисунка, растровыми точками – специально размещенными на клише в местах, известных только владельцу.