версия для печати

Права и обязанности туриста при покупке тура

Выбор и приобретение тура связаны с некоторыми формальными моментами, их содержание может существенно повлиять на отношения клиента и туристической компании, особенно в конфликтной ситуации. Потребителям следует учесть, что предоставляемая им фирмой услуга сформирована из многих составляющих: перевозки, размещения, питания, трансфера, страхования, экскурсионного обслуживания. Причем основным компонентом является размещение в отеле, и номер бронируют заранее, особенно на праздничные дни. Штрафы за отказ от брони очень велики, поскольку продать место в гостинице уже не представляется возможным. Кроме того, стоимость билета на чартерный рейс авиаперевозчик также не возвращает, вследствие чего сдать или поменять авиабилет без ущерба практически нельзя. Чтобы не столкнуться с неприятными неожиданностями, вступая в договорные отношения с турфирмой, клиентам необходимо знать свои права и исполнять определенные обязанности.
Взаимоотношения потребителей и туристических компаний регулируют законы «Об основах туристической деятельности в РФ» и «О защите прав потребителей», а также смежные с ними нормативные акты. Однако поскольку указанные документы определяют лишь общие правила поведения участников туристической деятельности, основные права и обязанности устанавливает договор.
Договоры в турфирмах обычно стандартные, или, иными словами, типовые. Но не следует легкомысленно подходить к подписанию данного документа: в любое соглашение можно внести изменения и найти компромиссные решения спорных вопросов. Туристическая компания заинтересована в качественном отдыхе клиента так же, как и он сам, в связи с чем, она всегда пойдет ему навстречу в тех вопросах, которые в принципе поддаются урегулированию.
Тем не менее туристу при заключении договора необходимо обратить внимание на следующие моменты.

  • Четкое описание тех услуг, которые клиент заказывает. Например, если турист желает проживать в конкретной гостинице, необходимо отразить в условиях договора ее название. Если для него неприемлема замена места проживания, то следует обратить внимание на пункт о возможной замене отеля и внести в него коррективы. Однако, если клиент согласился с возможной заменой отеля на аналогичный по категории или разрядом выше, то нужно прописать состав услуг, предлагаемый данной гостиницей, например, наличие бассейна, режим питания, расстояние до моря и пр.
  • Порядок и сроки предоставления документов. Перед тем клиент представит в турфирму необходимые документы для оформления поездки, желательно четко оговорить их перечень, сроки подачи и возврата, а также узнать, какие требованиям и ограничениям они должны соответствовать.
  • Условия аннуляции труда и порядок возврата денежных средств. Эти пункты договора могут понадобиться туристу в том случае, если поездка по каким – либо причинам не состоится. Когда речь идет о высоких сезонах в туризме, аннуляционные санкции бывают довольно серьезными. Поэтому следует заранее ознакомиться с возможными последствиями отмены тура и убедиться, что они четко прописаны в договоре. В случае необходимости их согласовывают с турфирмой.
  • Возможность дополнительного страхования. Если у потребителя есть какие–либо сомнения относительно возможности совершить поездку, он имеет право приобрести дополнительную страховку от возникновения таких рисков, как невыдача визы, болезнь или смерть близких родственников и прочие случаи.
  • Время и место вылета. Следует получить точную информацию, когда и откуда вылетает самолет. Дата и время рейса должны быть указаны в авиабилете, но если что–либо непонятно, лучше лишний раз все уточнить у менеджеров турфирмы, а перед вылетом сделать контрольный звонок. Задержка вылета рейса нередко случается в пиковые периоды и праздничные дни, в этом случае не стоит паниковать и тем более уезжать из аэропорта.
  • Информация о стране пребывания. Турист вправе получить сведения о безопасности путешествия в виде памятки, брошюры. Необходимо отметить, что клиент может потребовать в турфирме разъяснения относительно порядка въезда в страну временного пребывания и выезда из нее. Однако следует учесть, что обязанность каждого гражданина РФ – знать и соблюдать законы своей страны – закреплена в  п. 2 ст. 15 Конституции РФ. Применительно к туризму речь идет о порядке пересечения границы несовершеннолетними детьми, оформления заграничных паспортов, прохождения таможенного контроля и тому подобном. Потребитель имеет право задать соответствующие вопросы в туристической компании при оформлении путевки, однако, если он этого не сделал, разъяснять порядок въезда/выезда из РФ фирма не обязана.
  • Порядок и сроки оплаты тура. Стоимость тура должна быть зафиксирована на момент подписания договора. Изменять его можно только по согласию обеих сторон договора. Случается, что изменившийся курс валюты или повышение тарифов на перевозки вынуждают турфирму пересчитывать цену путевки. В этом случае клиент имеет право согласиться с доплатой или расторгнуть договор. Кроме того, ему необходимо соблюдать указанные в договоре сроки оплаты тура, в противном случае возможно аннулирование заказа компанией.

Насколько удачным будет путешествие, во многом зависит от самого путешественника. Это касается в первую очередь четкого формулирования своих пожеланий при покупке путевки и обозначения цели поездки: оздоровительная, экскурсионная, пляжный, или активный, или детский отдых.…Для того чтобы менеджер фирмы мог правильно подобрать тур, максимально соответствующий запросам клиента, ему необходимо досконально представлять потребности последнего. Если турист неправильно или недостоверно изложил свои пожелания, существует риск, что он получит отдых, не соответствующий его стремлениям.
Основной обязанностью потребителя является предоставление о себе полных и достоверных сведений. Это относиться как к состоянию здоровья (наличие хронических или недавно переносимых заболеваний, операций и прочих обстоятельств, которые могут повлиять на отдых), так и к возникшим в предыдущих поездках проблемам с органами государственной власти иностранных государств, например, нарушение визового режима. Также всегда необходимо сообщать о наличии двойного гражданства, служебного или иного документа, отличного от обычного вида заграничного паспорта, непогашенных визах и прочем. Предоставление данной информации позволит предотвратить конфликтные ситуации с компетентными органами, полномочными давать разрешение на въезд в иностранное государство.
Законодательно закреплена и такая обязанность туриста, как соблюдение правил поведения в стране временного пребывания, ее традиций, обычаев и обрядов. Обычно все эти правила содержит памятка для выезжающих за рубеж (или ее аналог), выдаваемая вместе с туристическими документами. Необходимо внимательно ознакомиться с ее содержанием и неукоснительно соблюдать изложенные требования. Их невыполнение за границей может повлечь за собой серьезные последствия, вплоть до крупного штрафа или лишения свободы.
В последнее время участились несчастные случаи с туристами на отдыхе, обусловленные различными причинами. В первую очередь следует выделить нарушение правил личной безопасности (например, злоупотребление алкоголем), неосторожное поведение в криминально опасных местах, приобретении дешевых экскурсий вне отеля, участие в экстремальных развлечениях без должной подготовки (рафтинг, парашютный спорт, сафари). Чтобы избежать неприятностей, туристам следует быть осмотрительными при выборе способов и времяпрепровождения. Если турфирма исполнила обязанность по информированию клиента о правилах безопасности, но вопреки полученным сведениям тот пострадал, то он не может предъявить туристической компании какие-либо претензии о возмещении ущерба.
Как потребитель турист обладает широким спектром прав. Но не стоит ими злоупотреблять, всегда следует соизмерять свои запросы, во – первых, с требованием закона, во – вторых, со сложившимися обстоятельствами. Практика показывает, что мирное внесудебное решение любой проблемы между клиентом и турфирмой отвечает интересам обеих сторон и позволяет сократить их возможные издержки, а также сэкономить время